Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на сбор файлов cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта.

Arrow up
Arrow down
 

special

26 | 04 | 2024
Главное меню

Мы Вконтакте
Статистика
Авторизация

«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

0301 0302 0303 0304 0305

«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского

Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Фёдора Михайловича Достоевского. Они были написаны один за другим и как бы представляют из себя романный марафон гениального прозаика. В пятикнижие входят: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток” и “Братья Карамазовы”.

«Преступление и наказание» (1866)

«Преступление и наказание» - роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершённое бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, неизгладимо. В чём здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа «в гениальности Достоевского», возможно, существует как минимум ещё один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.

Сначала «Преступление и наказание» было написано от первого лица. Достоевский хотел, чтобы роман читался как исповедь. Но потом решил переключиться на всезнающий голос автора, чтобы глубже погрузиться в мучительные дебри психики главного героя.

Из воспоминаний жены писателя А. Г. Достоевской известно, что в романе "Преступление и наказание" изображён реальный Петербург: автор описывает реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и т.д.  Любопытно, что даже двор, в котором Раскольников прятал украденное, тоже реально существовал. Однажды сам Достоевский во время прогулки показал жене этот двор с камнем. 

По словам исследователей, дом, в котором жил Раскольников в своей "каморке", тоже реально существовал. Более того, согласно данным учёных, Достоевский не просто знал этот дом, а некоторое время сам жил в "доме Раскольникова". 

Согласно одному из ранних замыслов Достоевского, Раскольников мог покончить жизнь самоубийством в конце романа. Однако в окончательной версии Родион Раскольников остаётся жив и отправляется на каторгу. 

В 1880-х годах произведение было переведено на французский, немецкий, шведский, английский, польский, венгерский, итальянский, датский, норвежский, финский языки.

Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.

«Идиот» (1968-69)

Сюжет первой части романа разворачивается в течение одного дня — 27 ноября. Молодой князь Лев Николаевич Мышкин, который был болен эпилепсией, возвращается из швейцарского санатория, где лечился несколько лет. Автор изображает князя открытым, добрым и искренним человеком, который едет в Россию, чтобы повидать единственных родственников, оставшихся у него, — семью Епанчиных. В поезде князь встречает отставного чиновника Лебедева и молодого купца Парфёна Рогожина, которым рассказывает свою историю. Попутчики рассказывают ему и свои истории — Рогожин безнадёжно влюблён в бывшую содержанку богатого дворянина Афанасия Ивановича Тоцкого Настасью Филипповну, которая, как оказалось, хорошо известна и в доме Епанчиных...

Князь и является тем самым идиотом, в честь которого назван роман. Через его образ писатель передал атмосферу всеобщего раскола, кризиса и упадка. Как писал автор: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете и особенно теперь...».

В романе он также отразил своё христианское мировоззрение — утверждая, что «на свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос», автор постарался увидеть прекрасные небесные черты в земном человеке — князе Мышкине — человеке, который создан по образу и подобию Божию. Именно он по задумке Достоевского воплощает его представление об идеальном человеке, который должен быть похожим на Христа — совершённым человеком, добрым, невинным и искренним. Будучи таким, Мышкин относится с любовью ко всем людям, который встречает в жизни, — всем доверяет, всем сострадает и всех принимает, независимо от статуса или социального положения. В его образ вложена вера в то, что любой человек, как бы ни менялся он в течение своей жизни, изначально носит в себе доброе и светлое начало.

В финале повествования раскрывается рассуждение автора о красоте и добре, которые оставил людям Христос. Однако эти добродетели, попадая в страшный и жестокий эгоистичный мир, могут видоизменяться, превращаясь в страсти и грехи, и умирать. А князь — воплощение всех лучших человеческих качеств — гибнет в этом страшном мире.

Начиная с 1910 года, было выпущено большое количество экранизаций знаменитого романа в разных странах мира: в Италии, Франции, Великобритании, Японии, Индии, Германии и Польше. Самыми известными кинопостановками в России стали российский немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина, ставший в 1910 году первой экранизацией знаменитого произведения, и телесериал. В 1958 году на экраны вышла киноверсия Ивана Пырьева, главную роль в которой исполнил Юрий Яковлев. Наибольшей популярностью сегодня пользуется фильм, снятый в 2002 году Владимиром Бортко с Евгением Мироновым в главной роли. Среди неординарных вариантов — художественный фильм Романа Качанова, современная интерпретация романа под названием «Даун Хаус». Фильм был выпущен в 2001 году, однако получил большое количество критических отзывов, поэтому прокат был объявлен неудачным.

«Бесы» (1871-72)

Работа над романом проходила в 1870–1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества».

Достоевский узнал о деле из газет, внимательно читал статьи, корреспонденции, касающиеся Нечаева и его помощников. Сначала прозаик замыслил небольшой злободневный памфлет. Однако в процессе работы усложнились сюжет и идея текста. В итоге получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник».

«Бесы» —  роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту писателя, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждёт общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.

Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, Достоевский предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о "неправильном" общественном устройстве идёт речь в романе — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

«Подросток»  (1875)

Роман-воспитание “Подросток” затрагивает взаимоотношения отцов и детей. Главному герою Аркадию Долгорукому 19 лет, но автор решает называть его именно “подростком”, ведь сейчас он находится на пересечении двух времен – детства и взрослой жизни. Будучи незаконнорождённым сыном помещика Андрея Петровича Версилова, юноша испытывает множество душевных мук. Он жаждет богатства, признания, высокого статуса, мечтает вырваться из своего двойственного положения “недосына”, “недодворянина”, “недочеловека”.

Аркадий пытается казаться старше и негодует, когда окружающие называют его “подростком”: “Какой подросток? Разве после девятнадцати еще растут?” “Может не физически, – парирует Достоевский, – но нравственно”.

Благодаря своей вечной теме, “Подросток” Достоевского, пожалуй, самый современный роман писателя. Он легко и понятно прочитывается и сегодня, закрепляясь тем самым вне литературного времени.

«Братья Карамазовы» (1879-80)

Роман “Братья Карамазовы” Федор Михайлович и многие критики считают главным произведением его жизни, его личным “Фаустом”. Глупо называть его просто “семейной хроникой”, этот труд представляет из себя нечто более масштабное – обобщенное метафорическое изображение современной действительности и всей интеллигентской России. В планах Достоевского было написание продолжения произведения, однако внезапно обострившаяся болезнь не дала ему осуществить свой замысел – писатель умер через два месяца после публикации.Роман состоит из 12 книг, объединенных в четыре смысловых части.

События происходят в городке Скотопригоньевске в состоятельном семействе Карамазовых. Смысловая линия разворачивается вокруг убийства главы семейства – Федора Павловича Карамазова. Почву для преступления подготовило его соперничество с сыном из-за Грушеньки Светловой. В канву детектива мастерски вплетены философские размышления героев и самого автора, безжалостно вскрыты социальные и моральные пороки современного общества и человечества в целом.

Поделитесь с друзьями

gy

blagoustroystvo24